ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ПЕРВЫЕ АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКИЕ СЪЕМКИ для обеспечения ГДП-200 Аэрогеофизическая партия «ЦАГРЭ» провела с аппаратурным комплексом СКАТ-77 (магнитометр и гамма-спектрометр производства ВИРГ-Рудгеофизика, магнитный накопитель РУМС-2000, запись на аналоговую ленту, фотопривязка по ориентирам). Его внедрение происходило в процессе опытно-методических работ в 1985-1988 гг. в самом экстремальном районе – в условиях полярной пустыни острова Большевик архипелага Северная Земля. Обслуживание комплекса осуществлялось двумя бортооператорами, а процесс обработки данных производился вручную – отрядом камеральной обработки.
Положительные результаты этих работ послужили быстрому переходу к полномасштабному производственному процессу.
Далее последовали аэрогеофизические съемки на Центральном Таймыре (1988-89), в Норильском районе (1989-90), на п-ове Челюскин (1991-92), в районе Гулинского щелочно-ультраосновного интрузива (1995-96), в западной части острова Большевик (1997), на Фаддеевской площади к югу от полуострова Челюскин (1993-99).
Работа с модифицированным аэрокомплексом СТК позволяла вести запись на цифровой магнитный регистратор РЦМ, а обработка материала выполнялась на ЭВМ.
В 1995 г. последовал полный отказ от фотопривязки путем внедрения спутниковой системы навигации TNL-1000 компании Trimble Navigation системы NAVSTAR.
С 1999 г. эксплуатируется аэрогеофизическая аппаратура нового поколения. В состав комплекса КАС-1 включен квантовый магнитометр-градиентометр и 256-канальный низкофоновый аэрогамма-спектрометр полного спектра ГСА-2000 (ВИРГ-Рудгеофизика). Спутниковая привязка координат осуществлялась навигационным комплексом Абрис-Гео системы Navstar.
Все элементы комплекса объединились системой сбора и обработки информации, представляющей собой промышленный компьютер, на жесткий диск которого объемом 2 Гб записывалась вся поступающая информация. Обработка данных, осуществляемая в пакете программ АСОД Воздух, по-прежнему занимала значительную часть времени, но с ней вполне справлялся один геофизик.
В 2004 г. впервые проведена аэрогеофизическая съемка в западной части Енисей-Хатангского регионального прогиба на САМОЛЕТЕ АН-3 (результат глубокой модернизации самолета Ан-2), который выгодно отличается от своего легендарного предшественника по скорости, грузоподъемности, маневренности и другим параметрам.
Как показала практика дальнейших работ, Ан-3 является единственным типом воздушного судна, на котором возможно выполнение самолетной аэроэлектроразведки с выпускной гондолой в условиях расчлененного рельефа.
В 2007 г. выполнено внедрение НИЗКОЧАСТОТНОЙ ИНДУКТИВНОЙ АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ ЕМ-4Н (разработчик компания «Геотехнологии», г. Москва) в практику производства аэрогеофизических съемок в комплексе с магнитным и гамма-спектрометрическим каналами. Антенна возбуждения электромагнитного поля жестко крепится вокруг фюзеляжа самолета Ан-3, а приемная – в гондоле, буксируемой с помощью трос-кабеля. Гамма-спектрометр располагается по левому борту в салоне самолета.
Первые съемки с комплексом ЕМ-4Н были проведены на поисковых объектах в юго-восточной части Читинской области, которые позволили определить плановое положение ряда геологических объектов, отражающихся по электрическому сопротивлению.
В 2010 г. в горах Восточного Саяна, в пределах Ак-Сугского рудного узла, впервые проведена аэрогеофизическая съемка с ЭЛЕКТРОРАЗВЕДОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ЭКВАТОР на вертолете Ми-8МТВ. Сотрудники Норильского филиала совместно с разработчиками (компания «Геотехнологии») отработали методику совместной эксплуатации этой системы с аэрогамма-спектрометром ГСА-2000.
В процессе производства аэрогеофизической съемки буксируемая платформа системы Экватор показала свою устойчивость при полете в широком диапазоне скоростей 20–200 км/ч, что позволяет командиру ВС уверенно пилотировать комплекс даже в самых сложных горных условиях. По результатам съемки впервые были получены данные, характеризующие электропроводность Ак-Сугского рудного узла.
В 2012 г. Норильский филиал осваивает АЭРОМАГНИТОМЕТР GT-MAG (100 Гц) на самолете Ан-3 с жестким креплением одного магнитного датчика на выносной штанге за килем самолета, а другого – в выпускной гондоле.
В опытном порядке получены материалы, свидетельствующие о принципиальной возможности получения вертикального магнитного градиента на борту самолета с вертикальной базой более 50 м.
Такое быстродействие магнитометра GT-MAG (100 измерений в секунду) позволило полностью исключить магнитные аномалии, обусловленные промышленными источниками – 50 Гц.
В 2013 г. в состав комплекса включен канадский АЭРОГАММА-СПЕКТРОМЕТР RS-500 с блоками детектирования RSX-4. Трехметодная (магнитометрия, гамма-спектрометрия, электроразведка методом ДИП) аэросъемка выполнена на площади, перспективной на поиски жильно-штокверкового уранового оруденения в вулканогенно-осадочных комплексах и гранит-метаморфическом фундаменте Мухор-Талинской вулкано-тектонической структуры в Республике Бурятия. Полеты осуществлялись на двух высотах 50 м и 120 м.
Результат гамма-спектрометрических измерений позволил на практике убедиться в том, что более качественный материал для целей локального прогноза может быть получен при измерениях на минимально допустимых высотах полета.
В 2013 г. Норильский филиал ВСЕГЕИ совместно с коллегами из компании Геотехнологии по договору с ангольской компанией по разведке и добыче алмазов Sociedade Mineira de Catoca Lda выполнили аэрогеофизическую съемку масштаба 1:10 000 с системой Экватор на вертолете Eurocopter AS 350 B3.
Работы проводились в западной части республики Ангола на лицензионном участке Китубия с целью поисков кимберлитовых трубок в AR-PR породах кристаллического щита. В результате аэросъемки открыто 14 новых кимберлитовых тел, в том числе алмазоносных, максимальный вес обнаруженного алмаза составляет 6 карат.
В 2017 г. по Государственному заказу в Магаданской области на Балыгычанской площади впервые выполнена комплексная аэрогеофизическая съемка на вертолете Eurocopter AS 350 B3 с использованием аэромагнитометра GT-MAG, аэрогамма-спектрометра RS-500 и носового стингера, изготовленного из легкого авиационного композитного материала, для размещения магниточувствительного датчика, феррозондового датчика, радиовысотомера и навигационной антенны.
Условия выполнения аэрогеофизической съемки на легком вертолете в сложном горном рельефе дают преимущество в сравнении с тяжелым вертолетом Ми-8 по маневренности, экономичности, энерговооруженности при кабрировании и ряду других параметров.
В том же 2017 г. проведены опытно-методические работы по оценке возможности аэромагнитной съемки на самолете Ан-З с ТРЕМЯ МАГНИТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫМИ ДАТЧИКАМИ с целью получения горизонтального и вертикального магнитных градиентов.
Два датчика, установленные совместно с навигационными антеннами на законцовках верхней плоскости биплана, создают базу длинной 18 м. Третий датчик размещен на выносной балке в 3-х метрах от киля самолета.
Результаты исследований представлены в 2018 г. на 14-ой научно-практической конференции «Инженерная и рудная геофизика».
В 2018 г. по заказу Роснедра выполнена опережающая комплексная аэрогеофизическая съемка в пределах Урадан-Рассошинского потенциального медно-молибден-золоторудного узла  (Лист Q-55-XXIX,Q-55-XXX, Республика Саха-Якутия). По результатам интерпретации материалов съемки локализован участок Рассошинский, перспективный на обнаружение месторождения медно-порфирового типа. В 2019 г. осуществлены наземные геолого-геофизические и геохимические работы по заверке перспективного участка Рассошинский, которые подтвердили наличие золото-медно-полиметаллического оруденения на значительной площади, составляющей порядка 2.3 кв.км (рудное поле).
Таким образом, ВСЕГО ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА ГОДА после начала аэрогеофизической съемки на Рассошинской площади были получены геологические и минерагенические данные, позволяющие предлагать участок для лицензирования с целью проведения крупномасштабных поисковых геологических, горных и буровых работ.
В 2023 г. впервые введена в эксплуатацию вертолетная система НИЗКОЧАСТОТНОЙ ИНДУКТИВНОЙ АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ EM-4H (Геотехнологии) в варианте, когда возбуждающий диполь и генератор буксируются на подвесной платформе с помощью трос-кабеля длиной 70 м, а приемные рамки, измеряющие три пространственные компоненты электромагнитного поля, смонтированы в буксируемой гондоле. Новая вертолетная система EM-4H позволит получать качественную геофизическую основу в комплексе трех методов (магнитометрия, гамма-спектрометрия, электроразведка) на любых вертолетах в условиях сложного горного рельефа с абсолютными отметками до 2000-2500 м и с перепадами высот до 700-900 м.
В новой системе ЕМ-4Н значительно снижен уровень электромагнитных помех и, в сравнении с самолетной системой ЕМ-4Н, улучшено соотношение сигнал/шум, что в итоге в 4-5 раз улучшает точность измерений.