АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА представляет собой совокупность методов измерения естественных или искусственно возбуждаемых физических полей Земли с целью решения геологических, экологических задач с помощью аппаратуры, установленной на воздушном судне.
Основными аэрогеофизическими съемками, которые выполняет Норильский филиал, являются: МАГНИТНАЯ, ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКАЯ и ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ. Работы выполняются на самолетах или вертолетах, в большинстве случаев в комплексе геофизических методов, в различном сочетании. Аэросъемка осуществляется по сети параллельных маршрутов вкрест простирания основных геологических структур, на постоянной высоте от земной поверхности, как правило 70-90 м  — при двухметодной аэросъемке или 120-150 м — с буксируемым с помощью трос-кабеля устройством.
АЭРОМАГНИТНАЯ СЪЕМКА выполняется с жестким креплением магнитометрического датчика и антенны навигации на хвостовой балке самолета или носовом стингере вертолета, в этом случае измерения дополнительно обеспечиваются системой компенсации магнитных помех, возникаемых вследствие эволюций носителя. При съемке с внешним подвесным устройством измерительный датчик и навигация размещаются внутри гондолы, буксируемой за воздушным судном с помощью выпускного трос-кабеля длиной 70 м.
Магнитометр обеспечивает цикличность измерений 100 Гц, что при средней скорости полета 150 км/ч позволяет получать точки наблюдения через 40-50 см. Квантовые магнитометрические датчики с чувствительностью не хуже 0.001 нТл производят измерения в диапазоне 15 000 – 130 000 нТл. В состав наземного измерительного комплекса входит МВС для регистрации вариаций геомагнитного поля.
АЭРОГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКАЯ СЪЕМКА выполняется на самолетах и вертолетах с размещением измерительной аппаратуры внутри салона. В современных условиях используется канадский комплекс RS-500, укомплектованный контроллером RS-501 и двумя блоками детектирования RSX-4 с полисциновыми NaI(Tl) кристаллами объемом 32 литра. Необходимо отметить, чем больше объем детектора гамма-спектрометра, тем выше качество съемки.
Аэрогамма-спектрометр с 1024-канальным разрешением оснащен стабилизацией усиления по полному спектру и обеспечивает измерение гамма-излучения в диапазоне энергий 0.38 – 5 мэВ. Стандартный цикл измерений составляет 1 секунду, что соответствует расстоянию между точками наблюдения 30-60 м. Вспомогательная аппаратура состоит из радиовысотомера, датчика атмосферного давления и датчика температуры.
АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКА представляет собой многочастотную (130, 520, 2080 и 8320 Гц) электромагнитную систему по методу дипольного индуктивного профилирования (ДИП).
При монтаже аппаратуры на самолет Ан-3 система реализует метод электроразведки в варианте, когда возбуждающий диполь (генераторная петля) крепится на фюзеляже ВС, а трехкомпонентный (XYZ) индукционный датчик расположен в гондоле, буксируемой за летательным аппаратом при помощи выпускного трос-кабеля длиной 70 м.
При эксплуатации комплекса на вертолетах  платформа с генератором и многовитковой рамкой, а также гондола с приемными рамками, буксируются в полете с помощью трос-кабеля длиной 67 м, зафиксированного к внешней подвесной системе под фюзеляжем.
АЭРОГИПЕРСПЕКТРАЛЬНАЯ СЪЕМКА выполняется системой AisaFENIX, обеспечивающей линейное сканирование по 622 спектральным каналам в диапазоне VNIR–380-970 нм (видимый и ближний ИК диапазон) и SWIR–970-2500 нм (коротковолновая ИК область). Съемка выполняется на легких самолетах типа Piper PA-23-250 Aztek на постоянной высоте в диапазоне 600-700 м над рельефом.
Система является инновационным аэросъемочным комплексом, служащим для получения гиперспектральных основ с высоким пространственным разрешением 1х1 м, которое на данный момент недоступно для космических аппаратов дистанционного зондирования. Гиперспектральные данные являются весьма информативным инструментом для решения задач геологического картирования и прогноза месторождений твердых полезных ископаемых.
МАСШТАБ АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКИХ СЪЕМОК различен, в зависимости от решаемых задач. Так, например, при поисках залежей нефти и газа в пределах Енисей-Хатангского регионального прогиба применялся масштаб 1:100 000, а при региональных работах с целью выявления перспективных зон нефтегазонакопления в Иркутской области съемка выполнялась в масштабе 1:200 000. Более детальные съемки масштаба 1:10 000 проводились в Республике Ангола при поисках кимберлитовых трубок размером от десятков до первых сотен метров, а также при подготовке геофизической основы для картирования угленосных пластов вблизи п. Диксон на Таймырском полуострове.
При создании геофизической основы для ГДП-200 используется масштаб 1: 50 000. В этом случае, рядовые маршруты располагаются на удалении 500 м друг от друга, а расстояние между опорными маршрутами составляет 5 км.
КОМПЛЕКС АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ, эксплуатируемый Норильским филиалом включает: многоканальные аэромагнитометры GT-MAG-2 (ГЕОТЕХНОЛОГИИ) с  магнитометрическими датчиками CS-3 (SCINTREX) и ДМ (РАДАР ММС); феррозондовые магнитометрические датчики FL3-1000 (SENSYS); аэрогамма-спектрометры RS-500 (RSX-4)  (RADIATION SOLUTIONS INC.); системы низкочастотной индуктивной аэроэлектроразведки EM-4H в самолетном варианте (ГЕОТЕХНОЛОГИИ) и вертолетном варианте (ГЕОТЕХНОЛОГИИ); гиперспектральную систему AisaFENIX (SPECIM); радиовысотомеры RA-4000 (SOUTHEAST AEROSPACE INC.); датчики атмосферного давления и температуры  (HONEYWELL INTERNATIONAL INC.); магнитовариационные станции GT-MVS-SB  (ГЕОТЕХНОЛОГИИ); навигационные станции на базе GNSS приемников OEMStar (NOVATEL INC.).
ИСПРАВНОСТЬ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ аэрогеофизической аппаратуры ежегодно контролируются в Государственных центрах по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации средств измерений, в том числе АО «ВНИГРИ-Геологоразведка», ФГУП «ВНИИМ им. Д.И.Менделеева», ООО «Автопрогресс-М».
ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКИХ СЪЕМОК достигается неукоснительным соблюдением методических требований, изложенных в соответствующих инструктивных документах и технических заданиях, а также выполнением в процессе работ градуировки аппаратуры и контрольно-настроечных операций для вычисления различных поправок. Точности съемок оцениваются по регулярным измерениям на контрольных и повторных маршрутах.
ПЕРВИЧНАЯ ПОЛЕВАЯ ОБРАБОТКА материалов аэрогеофизических съемок осуществляется в течение всего полевого сезона после каждого вылета.
Зарегистрированные данные анализируются на предмет сбоев аппаратуры и ошибок записи, вводится дифференциальная поправка в навигационные данные, также вычисляются точности координатной привязки и геофизических данных, контролируется высота полета и отклонение от заданной линии маршрута.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДОСТИГАЕТСЯ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО И ДОСТОВЕРНОСТЬ МАТЕРИАЛА.